Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Самый благоприятный и показательный период для развития речи у ребенка — это в возрасте с 1.5 до 3 лет. Ребенок активно изучает окружающий мир и уже готов контактировать с родителями с помощью слов и предложений. Именно в этом возрасте формируется память, фокусировка внимания, мышление. Ребенку интересно слушать сказки, рассказы родителей, смотреть мультфильмы и взаимодействовать с миром.
В это время родители могут заметить некоторые дефекты речи у ребенка или особенности развития. Логопеды и психологи советуют внимательно следить за развитием ребенка и при малейших подозрениях консультироваться с врачом. Он может направить вас на обследование к логопеду — именно о работе с этим специалистом мы поговорим подробнее в этой статье.
Ребенок в 2 года уже должен активно говорить — пытаться произносить слова и фразы. При отсутствии активной речи следует пройти консультацию у логопеда, психолога, невролога, оториноларинголога. При наблюдении за ребенком специалисты смогут определить характер нарушения речи, отделить его от возможных других, как можно скорее начать коррекционные занятия. Именно своевременная терапия позволяет без проблем в дальнейшем детям говорить, общаться с миром, учиться и запоминать.
Может ли врач говорить о перспективе дефекта или нарушения речи? Навряд ли этот прогноз может быть на 100% точным. Никто не знает, как будет развиваться речь в будущем, какие проблемы ждут в будущем. Поэтому нужно наблюдать ребенка, если есть показания от врачей.
Логопед может диагностировать ЗРР — задержку речевого развития. Диагностировать специалист может ЗРР по субъективным параметрам, например, ребенок не отвечает на вопросы, не знает цифр, скудный словарный запас. Также ребенок может путаться в слогах, переставлять слова местами, не выговаривать слова и звуки, не запоминает сказанное — это тоже является признаками задержки речевого развития.
С этим диагнозом эффективно работают квалифицированные логопеды, которые составляют индивидуальный план занятий и выбирают нужную методику под возраст и потребности ребенка.
Чтобы ребенок захотел говорить, с ним нужно разговаривать. Во взаимодействии ребенка и родителя должен быть постоянный разговор и общение. тогда и ребенку захочется коммуницировать с родителями и окружающим миром. Чаще говорите с ребенком, задавайте ему простые и интересные вопросы, на которые он в состоянии ответить. Как звучит то или иное животное, как произносится этот звук. Поддерживайте любые начинания вашего ребенка в разговоре, даже если дикция далеко от идеала. Ребенок и правда старается говорить как вы, нужно это поддерживать, развивать и больше разговаривать.
Часто проблема ребенка с дефектом речи заключается в мышечном тонусе артикуляторных органов . Мышцы языка нужно точно так же укреплять, как и остальные. Мы с вами, взрослые, ходим в фитнес-центры, чтобы накачать бицепсы, пресс, ягодицы. Язык – это тоже мышечный орган и для того, чтобы его “накачать” необходимо выполнять артикуляционную гимнастику.
Артикуляционную гимнастику можно выполнять, начиная с 1 года. Она точно не навредит! Залог эффективной артикуляционной гимнастики – это регулярность (можно выполнять ежедневно, уделяя по 5-7 минут) и наглядность (можно использовать зеркало). . Так ребенок видит, что делает и запоминает. Например, язык нужно зафиксировать кисточкой, напрягать и прислонять его к небу, проводить языком по зубам. Еще можно использовать разные сенсорные материалы для подкрепления эффекта от гимнастики как можно большим количеством участвующих органов чувств. Сенсорным материалом являются яблоки, апельсины, орехи, каштаны, желуди, палочки корицы, гвоздика и т.д. Например, можно удерживать губами или языком палочку корицы. Так, будут работать не только мышцы, но и подключатся сенсорные модальности – вкус, обоняние. Важно проводить артикуляционную гимнастику вместе с ребенком, чтобы ему было весело и наглядно.
Такие занятия хоть и кажутся простыми, но отлично тренируют мышцы щек, языка, губ. После такой гимнастики можно приступать к произнесению звуков и слов.
Префронтальная кора головного мозга отвечает одновременно и за речь, и за моторику. То есть задача логопеда и родителей посредством развития мелкой моторики побудить мозг активнее участвовать в развитии речи. Поэтому так часто общение логопеда с ребенком прерывается пальчиковой гимнастикой, разминкой или играми на развитие мелкой моторики.
Если у ребенка не развит фонематический слух, ему проблематично воспринимать и воспроизводить звуки, слова и овладевать грамотой. Для того, чтобы развить слух детям, логопеды проводят дидактические игры с использованием различных звуков: голоса животных и птиц, бытовые шумы, музыкальные инструменты, музыку, логопедические попевки, слуховые тренировки, логоритмику.
Такие занятия помогают развитию фонематического восприятия, что способствует корректному произнесению отдельных звуков и слов . Логоритмика развивает моторику, речь, мышление, память и внимание. Развивать фонематический слух достаточно просто и в домашних условиях – для этого маме с ребенком не нужно садиться за стол, специально организовывать занятие. Например, вы можете обращать внимание ребенка на окружающие его звуки – “слышал, как пролетел самолет, как пела птица, разговаривали прохожие, кто-то прошел?” и тд. В интернете вы можете найти голоса разных животных или звуки музыкальных инструментов, включить ребенку и попросить его угадать животное или музыкальный инструмент. Когда ребенок освоил эти неречевые шумы, приступаем к звукам нашей речи. Достаточно произнести три гласных звука и попросить ребенка повторить в той же последовательности. Затем произносить слоги и слова. Это отличный диагностический момент. Если ребенку трудно повторить в той же последовательности звуки, слоги, слова, или ребенок называет другие звуки, то это повод обратиться к логопеду за консультацией.
Логопед проводит работу не только с ребенком, но и с родителями — объясняет, что нужно делать на ежедневной основе. Постоянные упражнения ускоряют прогресс и способствуют развитию речи ребенка. Поэтому логопедические занятия — это работа на двух фронтах одновременно.
Что может посоветовать логопед родителям:
Реальный прогресс и устранение дефектов речи у ребенка невозможно без участия родителей. Иначе даже если ребенок достигнет успехов с логопедом, спустя время позитивная динамика сойдет на нет в среде, в которой ребенка не продолжают обучать.
Такие игры, часть коррекционной терапии, проводят и логопеды, и родители. Из этого списка вы можете почерпнуть для себя некоторые способы, которые помогут ребенку разрабатывать речь.
Звукоподражание отлично работает для детей, у которых есть проблемы с произношением звуков. В этой игре ребенок должен повторить звуки за животными или предметами. Например, как делает лягушка, тигр, курочка, свинка. Или какие звуки издаёт самолёт, дождь, паровоз и т.д.
Чтобы разнообразить игру, вы можете использовать поговорки или простые стишки. Это развивает память ребенка,, фонематический слух и выговаривание звуков. Выбирайте те предметы и тех животных, которые ребенок точно может произнести. Например, если у ребенка нет звука Р, то не стоит просить его рычать, как тигр, таким образом вы можете только закрепить неправильное произнесение звука, которое в дальнейшем потребует коррекции.
Эта игра рассчитана на расширение и активизацию словарного запаса. Чем чаще и больше ребенок произносит разных слов, тем чаще он их говорит в обычной жизни, и его активный словарный запас становится богаче.
Суть игры заключается в описании сюжетной картинки — это может быть изображение фермы, детского садика, на котором есть много интересных и понятных ребенку элементов. Каждый из них ребенок должен назвать, описать что делает животное на картинке, например, сказать сколько их изображено на картинке. Если ребенок что-то упускает, то необходимо обратить его внимание. Например, “ты заметил, что в углу лежит мяч” или “на полке сидит мишка”.
Загадки очень интересны детям 2-3 лет, особенно когда в них присутствует элемент интерактива. Например, как в игре отгадай и покажи. Загаданным предметом может быть что угодно, что знакомо ребенку — котенок, машина. Например, “кто мяукает” или “у этого предмета есть колеса и руль”. Таким образом ребенок развивает воображение и речь посредством задавания вопросов.
При развитии слуха у ребенка развивается и звукопроизношение. В будущем определение звуков играет решающую роль в изучении алфавита и слов.
Ребенок в 2-3 года должен уметь определять звук дождя, мимо проезжающей машины, мурлыканья кошки, грома. Логопедическая игра на развитие слуха для 2-летнего ребенка включает в себя распознавание звука среди двух предложенных. Например, включают лай собаки и хрюканье свиньи. Далее ребенок должен определить, чей голос звучал С течением времени и терапии давайте слушать ребенку больше звуков — 3, 4, 5 разных звуков и определить их источник. Помогайте ребенку, если ему сложно. Не всегда у детей получается сразу разобрать похожие звуки.
Также можно использовать бытовые предметы. Например, возьмите кастрюлю и пластмассовую или деревянную миску и переверните их. Попросите ребенка закрыть глаза. Постучите по кастрюле. Попросите ребенка угадать, по чему вы стучали. Усложните задание. Стучите сначала по миске, затем по кастрюле. Попросите ребенка назвать, что звучало сначала, а что потом. Так вы развиваете не только слуховое восприятие, но и слуховую память.
Небольшие стишки для запоминания работают и на развитие речи, и на стимуляцию памяти. Стишки должны быть простыми для запоминания, на темы, знакомые ребенку и со звуками, которые вызывают наибольшие трудности. Как только ребенок начинает с легкостью осваивать такие небольшие стишки для развития речи, можно начинать учить более сложные и объемные.
Чистоговорки — это действенный и интерактивный способ развить речь ребенка. Чем они проще, меньше и понятнее, тем лучше. Со временем и взрослением можно давать ребенку на запоминание и воспроизведение чистоговорки больше и сложнее.
Для ребенка 2-3 лет подойдут чистоговорки про животных. Например, «Ух-ух-ух – раскричался наш петух». Их можно придумывать самостоятельно или найти в Интернете — все они должны содержать разный набор звуков,. Выбирайте чистоговорки сначала с простыми звуками. Для двухлеток это звуки М, П, Б. Для трехлеток – К, Г, Т, Д, Н, В, Ф, Х.
Если есть показания врачей и опасения — нет, не рано. Чем скорее начнется терапия, тем лучше для ребенка и его развития. Конечно, бить в колокола без причин не стоит — всё-таки норма в этом возрасте достаточно размыта и определить какие-то дефекты может лишь логопед.
Стоит проконсультироваться с логопедом, если ко второму году жизни ребенок не заговорил или его словарный запас составляет не более 10 слов. В таком случае логопедические занятия для детей 2-3 лет пойдут только на пользу.
Дети 2-3 лет — это очень любознательные личности, которых легко заинтересовать. Логопедические занятия для них — это игра, а для родителей — возможность как можно раньше скорректировать речь ребенка. Первые занятия не должны быть длинными и утомительными — 5-10 минут с логопедом для начала уже зададут нужный темп занятиям. Занимайтесь дома с малышом — когда умываетесь, чистите зубы, готовите и едите, гуляете.
Если ребенок быстро устает от занятий, не нужно на него давить. Лучше меньше по времени, но больше по смыслу. Профессиональный логопед работает с таким малышами без насилия и принуждения — только в форме игры и развлечения. А родителям стоит положиться на опыт специалиста и поддерживать прогресс занятиями дома.