Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
В 3-4 летнем возрасте ребенок продолжает активно изучать мир — он быстро учится, растёт, узнаёт что-то новое и задает множество вопросов. Такая же активность происходит и с речевым аппаратом ребенка — в этом возрасте наиболее активно развивается именно этот центр головного мозга.
В этом возрасте наиболее заметны первые тревожные звоночки в речи ребенка — на них должны обратить внимание родители и проконсультировать с врачом. Чем скорее начнется коррекционная терапия, тем быстрее ребенок избавится от дефекта речи.
В 3-летнем возрасте происходит резкий скачок в развитии ребенка — он начинает подражать звукам, воспроизводить речь взрослых, общаться со сверстниками, каждый день учить новые слова.
Ребенок может поддержать небольшой разговор — его активный словарный запас насчитывает до 2 000 слов в норме. Дети 3-4 лет начинают активно взаимодействовать с миром через речь — они активно составляют фразы, используя местоимения, существительные и глаголы . Ребенок может пересказать несложную короткую сказку или стихотворение. Однако звуки у ребенка могут быть искажены в произношении — пока он учится их произносить и повторять за другими. Наибольшую сложность у детей вызывают свистящие звуки (С, З, Ц), шипящие звуки (Ж, Ш, Ч, Щ) и сонорные (Р и Л).
Не стоит бежать к логопеду из-за того, что ребенок несколько раз не смог правильно сказать слово “рыба”. Но стоит быть бдительными и знать тревожные звоночки, после которых нужно идти к специалисту.
Сначала разберем причины, из-за которых ребенок может страдать от дефекта речи. Их делят на медицинские и социальные. В первом типе выделяют такие причины:
В социальных факторах выделяют такие причины как:
Все эти причины могут стать поводом для возникновения дефекта речи у ребенка. На что обратить внимание и когда идти к логопеду?
Есть некоторые признаки (иногда субъективные), по которым родители могут понять, что нужна помощь логопеда. Среди них признак незаинтересованности ребенка в игрушках — все его игры разные и необычные. Также ребенок может не справляться к трёхлетнему возрасту с простейшими задачами — сложить башню из кубиков, построить пирамиду или принести мячик.
Эти признаки могут свидетельствовать о расстройстве — его вид и диагноз уже подтвердит врач. А в речи ребенка родители могут заметить не выговаривание некоторых звуков, общение простейшими односложными фразами, путанье в слогах слов, вместо слов ребенок использует мимику или жесты. Если вы заметили эти признаки у своего ребенка, потребуется консультация логопеда. Логопед может назначить обследование у невролога, психолога, стоматолога и у других врачей. Это позволит определить точный характер дефекта и назначить действенную терапию.
Хорошая новость заключается в том, что чем раньше вы обратитесь за помощью, тем быстрее и проще пройдёт процесс коррекции речи. Ребенок уже к школе может избавиться от дефекта и без трудностей изучать грамоту. Но нужно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и прогресс может быть разным в зависимости от заключения врача. Однако проще справиться с проблемой в 3 года, чем в 8 лет — это однозначно.
Также ребенок в 3-4 года уже осознает наличие речевого дефекта, что может спровоцировать психологический дискомфорт. Ребенок в садике может чувствовать себя не таким как другие дети и, возможно, подвергаться нападкам от них.
В любом случае желательно пройти диагностику логопеда, чтобы убедиться, что речь ребенка развивается в норме. При комплексной диагностике логопед подскажет, какие игры для развития речи и мышления ребенка актуальны именно вашему ребенку в данный период его развития.
Работа с детьми 3-4 лет требует особого подхода — такие детки еще не готовы сидеть беспрерывно час за столом и учиться. Работу с ними нужно проводить в игровой форме и корректировать объем материала.
Логопеды отмечают, что в этом возрасте ребенок любознателен, и проявляется это в подражании людям, животным и предметам. Поэтому специалисты строят занятия в игровой форме и проводят задания с фонематическим восприятием, артикуляционной гимнастикой, простой слоговой структурой слова, построением фраз .
Чтобы закрепить позитивный результат, одна и та же задача может решаться в различных видах заданий . В начале коррекционного пути занятие длится 25-30 минут, чтобы ребенок не перетрудился и не устал воспринимать информацию. Когда ребенок адаптируется, привыкает к занятиям, время может постепенно увеличиваться. Также занятие прерывается физическими упражнениями на развитие крупной и тонкой моторики. Нужно это для развития речи, ведь в коре головного мозга речь и моторика тесно связаны.
Полученные в ходе логопедических занятий для 3-4 лет знания нужно закрепить на практике. Поэтому родители должны принимать активное участие в развитии речи ребенка и выполнять все рекомендации логопеда .
Помните, что ведущая деятельность ребенка до школы – игровая. В игре, через движения и сенсорное восприятие ребенок усваивает материал намного быстрее и эффективнее.
Родители часто задаются вопросом — что лучше для ребенка, групповые или индивидуальные занятия?
С одной стороны, на индивидуальном логопедическом занятии ребенок напрямую взаимодействует с логопедом, всё внимание даётся только ему. Вместе со специалистом ребенок выполняет дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, проговаривает чистоговорки и стихи. Так ребенок получает максимум от занятия, а логопед подбирает методику специально под ребенка.
С другой стороны, на групповых занятиях ребенок имеет возможность взаимодействовать со сверстниками, учиться с ними взаимодействовать. И игра веселее, и задания выполняются детьми коллективно. А ребенок, который не хочет выполнять задания, смотрит на согруппников и начинает подражать им. Родители опасаются, что в логопедической группе ребенок приобретает ещё больше дефектов во время общения с другими детьми. Однако опасения беспочвенны — группы составляются на основе общих характеристик детей, и у всех общий дефект речи.
Специалисты говорят, что если у вашего ребенка есть проблемы с отдельными звуками, и нужно корректировать только это — лучшим решением будут индивидуальные занятия. Если же ребенок имеет широкий спектр общих проблем, например, нарушен слух или ребенок неохотно разговаривает, то лучше отдать предпочтение групповым занятиям. Группы составляются небольшие, до 7 детей, то есть каждый ребенок получает внимание и знания.
Наибольший эффект от логопедической работы будет заметен при совмещении индивидуальной и групповой форм работы. На индивидуальных занятиях специалист работает точечно, а сформированные навыки отлично закрепляются при нахождении ребенка в группе.
Логопед, который работает с детьми 3-4 лет, корректирует их звукопроизношение, моторную сферу, психологическую базу речи и многое другое.
Например, если ребенок имеет проблемы со звукопроизношением, то логопед проводит терапию в несколько основных этапов.
Этап 1. Формирование артикуляционной базы.
Этап 2. Постановка правильного звукопроизношения.
Этап 3. Автоматизация правильного произношения.
Этап 4. Дифференциация разных звуков, если ребенок в их путает .
Чтобы закрепить у ребенка правильное произношение звуков, логопед подбирает речевой материал с частотным употреблением этого звука: слова, логопедические попевки, чистоговорки, стихотворения, тексты, , говорит с ним на темы, где можно в полной мере использовать проблемный звук.
Как говорилось ранее, логопед также развивает моторику, в это понятие входит ориентировка в собственном теле (или соматогнозис), в пространстве, умение шнуровать, собирать мозаики, работа по схеме, проведение артикуляционной гимнастики. Также специалист занимается увеличением активного словарного запаса ребенка с помощью описаний предметов, сравнений, нахождения синонимов и антонимов.
Основное правило — это проведение логопедических занятий на постоянной основе дома. В устранении дефектов речи регулярность – это залог успеха. Потому что даже хорошим прогрессом у логопеда вскоре сформированные навыки забудутся, если их не закреплять дома.
С ребенком также не нужно сидеть несколько часов за столом, 15 минут в день достаточно. Также во время прогулок, домашних дел говорите с ребенком о том, что делаете, просите рассказать о своём дне. Таким образом ребенок развивает речь и использует на максимум словарный запас.
Также обязательно нужно выполнять домашние задания от логопеда — он может попросить вести дневник слов ребенка, читать с ним книги и учить стихи.
Родители могут заниматься коррекцией речи ребенка дома, выполняя с ребенком простые задания в игровой форме. Например, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, заучивание стихов, игры на развитие слуха. Мы разберем каждое упражнение отдельно.
Гимнастика для пальчиков — это движения кистями и пальцами рук. Могут быть активными (ребенок сам выполняет движения) и пассивные (взрослый делает пальчиковый массаж). Это деятельность полезна для детей, так как одновременно является разминкой, игрой и подготовкой к основным разговорным упражнениям.
Пальчиковая гимнастика развивает полушария мозга и его части, которые отвечают за развитие речи. Также ребенок начинает лучше ориентироваться в пространстве, так как всё окружающее его он трогает руками. Развивается моторика, чувство ритма и память. Все позитивные эффекты закрепляются тем, что гимнастика проходит в сопровождении стихов и потешек, которые развивают память ребенка и делают гимнастику веселой. Детям 3-4 лет очень нравится проведение пальчиковой гимнастики, тем более, что это тренирует руку перед походом в школу.
Очень важная часть коррекционной терапии, где бы она не проводилась — дома или в кабинете логопеда. Часто проблема плохого звукопроизношения кроется в плохо развитых мышцах языка и губ. Чтобы облегчить ребенку последующие упражнения со звукопроизношением, перед этим обязательно нужно провести артикуляционную гимнастику.
Есть множество упражнений, но все они заточены на напряжение и расслабление мышц. Например, фиксация языка на твердом небе или изображение языком чашечки. Темп упражнений должен быть ровным, не нужно ни спешить, ни медлить. При выполнении артикуляционных поз желательно использовать зеркало — так ребенок быстрее поймет, как у него получаются те или иные звуки. Самая оптимальная длительность гимнастики — 10 минут, иначе ребенок переутомляется.
Важно понять насколько хорошо ребенок различает звуки и тренировать этот навык можно даже дома. Ребенок в 3-4 года уже различает гласные и согласный звуки, рычание и шипение; может отличить трактор от машины по звуку.
Чтобы развивать дальше фонематический слух нужно давать упражнения на определение количества звучаний, громкости звука, его источника, узнавание звука, произношение слов с похожими звуками и определение наличия звука в слове.
Заучивая стихи наизусть, вы развиваете у ребенка кругозор, память, культуру, а также пополняете его активный словарный запас. Для детей намного легче запоминать рифмованные строчки, а для развития речи ребенок должен учить стихи со сложными звуковыми сочетаниями и проблемными словами.
Отлично помогает в расширении словаря ребенка совместное чтение детских книг. Также это сближает вас с ребенком и позволяет закрепить изученные звуки. В сказку можно дополнить интерактив, который станет логопедическим занятием, а ребенок даже не заметит этого. Выбирайте те книги, которые интересны ребенку и соответствуют его возрасту; читайте с интонацией и выражением; сделайте совместное чтение регулярным занятием.
И в этом случае, и во время других логопедических занятий родители должны помнить о систематичности занятий. Иначе все усилия будут приложены зря.
Как уже говорилось, обязательно нужно закреплять успехи ребенка с логопедом дома. И обязательно в игровой форме — 15 минут в игровой форме намного эффективнее 1 часа за столом. Ребенок обучается через сенсорное восприятие и движение.
Пусть игры и занятия будут подвижными и динамичными — чередуйте физическую активность с умственной. Постоянно говорите с ребенком, взаимодействуйте — объясняйте, что вы делаете, и просите рассказать ребенка, что делает он. Читайте с ребенком сказки, учите скороговорки и стихи, поводите пальчиковый массаж и артикуляционную гимнастику. И тогда логопедические занятия для детей 3-4 лет будут иметь и смысл, и пользу для ребенка.