Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Чем старше становится ребенок, тем более важную роль в его жизни играет речь. В 4-5 лет дети продолжают активно знакомиться с миром и взаимодействовать — уже не только с родителями, но и со сверстниками. Также этот возраст является временем подготовки к школе. Детки начинают изучать алфавит, азы грамоты, основы математики и логического мышления.
В основном именно в 4-5 лет жизни ребенка родители начинают замечать дефекты речи. С каждым годом всё больше детей страдают от того или иного дефекта. Помогает с этим справится логопед и логопедические занятия. Для начала мы узнаем нормы речевого развития детей 4-5 лет, с какими проблемами можно столкнуться и как их решить.
4-5 лет — это тот возраст, когда ребенок активно узнает новые слова и начинает их применять в общении. Если в 3 года по лучшим прогнозам ребенок использовал 2 000 слов, то к 5 годам этот объем достигает 4 000 слов. Дети начинают чувствовать язык, использовать предложения сложнее, заниматься созданием собственных слов и больше чувствовать грамматику в языке.
Ребенок может уже воспроизвести короткий рассказ — о том, как прошел его день, во что он играл и даже истории, которые не опираются на его опыт. Также дети 4-5 лет обладают развитым фонематическим слухом, то есть могут определять звуки в словах, различать источники звука и подбирать слова на заданный звук .
Дети в этом возрасте знают своё имя, фамилию, адрес, имена родителей и родственников, могут определить время года и описать погоду, поддержать разговор со взрослым и сверстниками. То есть ребенок в 4-5 лет проходит самую активную фазу речевого развития. Однако в этой фазе очень часто встречаются отклонения от нормы, дефекты речи. Их коррекцией занимается логопед, но для начала нужно понять, что является тревожным звоночком.
Речевые нарушения у детей делятся на несколько видов: фонетические, фонетико-фонематические и общие нарушения речи. Они могут проявляться как по отдельности, так и вместе.
Логопедический диагноз “общее нарушение речи” в сочетании с уровнем от 1 до 4 часто ставят в логопедических садах, однако этот термин не информативен для родителей. Он относится к традиционной логопедии, появился в 50х-60х годах 20 века. Современные логопеды более точно дифференцируют диагнозы, определяют патогенез и симптоматику нарушений. Среди более распространенных дефектов речи специалисты выделяют дислалию – проблемы с произношением звуков (в основном свистящих, шипящих и соноров); артикуляционную диспраксию – неспособность совершать последовательные движения языком, губами, ртом, невозможность переключения с одной артикуляционной позы на другую; дизартрию – нарушения, связанные с тонусом мышц артикуляционного аппарата. Среди нарушений могут проявляться трудности в грамматике и лексике, сложность в описании предметов и ведении разговора. Постоянные ошибки в словообразовании тоже являются отклонением от нормы.
Если вы заметили подобные проблемы у своего ребенка, стоит обратиться за консультацией к логопеду. Он подтвердит или опровергнет ваши опасения, назначит маршрут коррекции .
Из причин возникновения дефектов речи врачи выделяют медицинские и социальные. В медицинские причины входят травмы, сложное протекание беременности и трудные роды, длительная болезнь ребенка, диагноз, одним из симптомов которого является задержка речевого развития, и наследственность. В социальных причинах можно обнаружить незаинтересованность родителей развитием речи ребенка. Так часто бывает, что родители не говорят в первые года жизни с ребенком, считая, что он ничего не понимает. Таким образом ребенок не изучает язык, не знает как составлять предложения и воспроизводить звуки. Также большую роль играет ближайшее окружение ребенка — если дети постоянно общаются со взрослыми с дефектами речи, они начинают их воспроизводить.
От дефектов речи лучше всего избавляться в раннем возрасте, пока дефект ещё не закрепился и артикуляция не закрепилась с неправильным произношением. Также у ребенка в будущем не будет проблем с социализацией и обучением.
Логопед нужен не только для исправления дефектов речи, но и для помощи ребенку с обучением. С помощью знаний, которые получит дошкольник, ему будет легче ориентироваться в грамматических конструкциях и составе слов.
Первая встреча с логопедом носит ознакомительный и консультативный характер — специалист знакомится с ребенком и родителями, выявляет проблему. На этом этапе логопед может порекомендовать прохождение других специалистов для полноты картины — психиатра, психолога, невролога, стоматолога, оториноларинголога. Все вместе врачи выносят свой вердикт, и логопед может начать составлять индивидуальную программу для ребенка и выбирать методику проведения занятий.
Логопед должен провести перед началом логопедических занятий для ребенка 4-5 лет диагностику: проверить его восприимчивость к информации, звукопроизношение, способность задавать и отвечать на вопросы, оценить словарный запас, запущенность дефектов речи. И уже на основе этой диагностики логопед назначает занятия. Длятся они 40-60 минут.
Занятие проходит в игровой форме, с постоянной сменой деятельности . Это и артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, пальчиковый массаж и развитие речевого дыхания, фонематического слуха. Чем старше ребенок, тем меньше становится игр — в 5 лет ребенка нужно понемногу приучать к будущей школе и урокам, на которых будет учеба. По этой причине занятия проводятся как на ковре в свободе движений, так и за столом. Также обязательным условием для проведения логопедический занятий для детей 4-5 лет является выполнение упражнений перед зеркалом. Так ребенок наглядно видит, как получается определенный звук и сможет его воспроизводить в обычной речи.
Чтобы выбрать хорошего логопеда, посмотрите на рекомендации, которые он дает: если среди них разъяснения проявлений нарушения, , советов родителям, какие проводить упражнения при данном диагнозе, как разговаривать с ребенком, то это не самый компетентный специалист, спросите, работал ли логопед с данным нарушением. Количество занятий зависит от степени нарушения и индивидуальных особенностей ребенка (его усидчивости, выносливости) – иногда необходимо заниматься интенсивно – 4-5 раз в неделю, но по 30 минут, иногда 2 раза в неделю, но по 60 минут. Одного раза в неделю будет недостаточно. Также некоторые врачи настаивают на постоянном посещении занятий — 4-5 раз в неделю, в то время как двух раз в неделю будет более чем достаточно.
Родители должны принимать самое активное участие в логопедических занятиях с ребенком — одного логопеда недостаточно, если знания не закрепляются на практике. Также родители могут решить не пользоваться услугами логопеда, а решить проблему самостоятельно. Однако это очень ответственно. Перед таким решением следует проконсультироваться с врачом — возможно именно с вашим случаем лучше воспользоваться помощью логопеда.
Если родители всё же решились на логопедические задания дома, вот несколько правил:
Самыми распространенными и важными для терапии являются такие занятия, как артикуляционная и пальчиковая гимнастика, а также игры для развития фонематического слуха. Разберем каждое упражнение.
Пальчиковая гимнастика — это массаж пальцев, который может быть активным и пассивным. Активный пальчиковый массаж предполагаем самостоятельные движения руками, пальцами и кистями, а пассивный — когда ребенку массаж делают другие.
Особенностью пальчикового массажа является то, что во время его проведения нужно рассказывать ребенку стих или скороговорку. Так вы развиваете и мелкую моторику, и память, и речь. Каждое упражнение выполняется 10 раз. Например, можно предложить ребенку сжимать и разжимать ладони, внутренней стороной ладони водить по пальцам, при этом проговаривая простой стих. Также можно использовать массажные мячики, ролики. Например, массажный мячик похож на ежика. Можно придумать рассказ, как ежик гуляет по тропинкам-пальчикам.
Среди движений в пальчиковом массаже также встречается поглаживание ладонью ладони, совмещение большого пальца руки с другими пальцами или рукой.
Артикуляционная гимнастика нужна для развития мышц, которые отвечают за воспроизведение звуков. А это мышцы губ, языка и щек. Артикуляционную гимнастику нужно проводить в начале каждого логопедического занятия, чтобы ребенку потом было легче правильно воспроизводить звуки. Упражнения повторяются по 8-10 раз каждое.
Среди них есть упражнения на укрепление мышц языка (напряжение и расслабление языка), мышц губ (растягивание и сжимание губ) и щек (надувание). Проводить упражнения нужно перед зеркалом и вместе с ребенком, чтобы он брал пример с вас.
Фонематический слух в большинстве своём строится на звукоподражании. Именно изображая звуки, ребенок учится говорить с первых лет жизни. Задачародителей в игровой форме развить способность ребенка различать и воспроизводить разные звуки. Некоторые простые, а некоторые основаны на речевом дефекте.
Есть несколько распространенных упражнений — одно из них “что звучит”. Ребенок не видит, что издает звук, отгадывает источник и пытается повторить звук. Или игра в поиск слов, которые начинаются с одного звука и придумывания рифм. В упражнения можно добавить также логоритмику — совмещение игры, речи и музыки. Так ребенок научится правильному речевому дыханию и звукоподражанию.
Дошкольникам нужно как можно скорее начать логопедические занятия, если у них есть дефекты речи. Благодаря логопеду и регулярным занятиям, ребенок быстро избавится от дефекта, будет лучше подготовлен к школе и социализации. Однако родители могут сами проводить занятия для своего ребенка — главное это понимание и знание необходимых упражнений для конкретного нарушения, регулярность, смена активностей и правильное выполнение упражнений.