Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
В школьный период, особенно в первом классе, родители очень переживают за речевое развитие детей. Для школы важно, чтобы речь ребенка была понятной и грамотной, однако многие дети не могут в этом возрасте самостоятельно дотянуть до требуемого уровня. Именно поэтому 5-6 лет — это самый распространенный возраст посещения детей логопеда. В этой статье мы расскажем не только о том, как работают логопеды с детьми, но и как родителям самостоятельно проводить логопедические занятия дома.
В 5-6 лет дети и родители активно готовятся к школе и даже ходят на занятия. К этому периоду ребенок должен уметь грамотно выражать мысли так, чтобы его все поняли.
Что должны уметь дети в пять-шесть лет?
Также в этом возрасте дети продолжают заниматься словотворчеством, и у ребенка должна быть хорошо развита память — он умеет запоминать только что услышанные слова, цифры и предметы. Словарный запас ребенка 5-6 лет – 4 000 слов.
Учителя проводят для дошкольников тест на речевое развитие — предлагают ребенку составить рассказ по картинке и следят за тем, какие слова использует ребенок и как произносит сложные звуки. Однако не следует сравнивать всех детей и измерять общую температуру по больнице. Лучше всего определять уровень речевого развития вашего ребенка в сравнении с ним же, но чуть раньше, например, полгода назад. Потому что каждый ребенок индивидуальный и имеет свой темп освоение речи.
Однако нельзя забывать и об отклонениях от нормы, с которыми следует идти к логопеду.
Есть некоторые особенности речевого развития детей 5-6 лет, которые не должны оставаться без внимания. Большинство детей в таком возрасте испытывают трудности с шипящими звуками, Р и Л, звуковым анализом слов и составлением повествований. В конечном итоге запущенность этих дефектов речи в совокупности с другими тревожными звоночками может привести к логопедическому диагнозу.
Какие могут быть еще проблемы с речью — в этот список входит дислалия, заикание, гнусавость, недоразвитие речи и ЗНР. Разберем каждый из них.
Эта проблема диагностируется у тех детей, которые имеют устойчивые сложности с произношением согласных звуков . А среди самых “популярных” у логопедов звуков находятся С, Ш, Ж, Л, Р. Дети либо меняют один из этих звуков в слове на более легкий и похожий по звучанию, пропускают его в речи или некорректно его произносят.
Очень частая проблема у детей 5-6 лет, которая может мешать им в социализации со сверстниками и эффективному обучению. Причин заикания может быть очень много — например, неврологические или психоэмоциональные нарушения.
Это расстройство звукопроизношения, которое выражается в изменении тембра голоса из-за аденоидов, искривления носовой перегородки, полипов в носу, сильного насморка. Родители у ребенка замечают гнусавость , то есть произношение “в нос” — таких детей бывает очень сложно понять и разобрать, что они хотят сказать. А это может стать очень большой проблемой в школе. Среди причин выделяют ЛОР-патологии, а значит помимо логопеда нужно обратиться к отоларингологу.
Проявляется в неспособности совершать целенаправленные последовательные движения языком, губами, языком, при этом тонус языка в норме. Например, вы просите ребенка открыть рот и удержать в таком положении до 10. Или ребенок не может выполнить упражнение “качели”, то есть поднять язык вверх и опустить вниз. А также ребенок имеет нарушения слоговой структуры слова, то есть может пропускать, менять местами слоги в слове.
Нарушение слухового восприятия. То есть ребенок не может распознавать звуки, окружающие его, например, шум дождя, дверной звонок, а также речевые звуки – схожие звуки, схожие слова. Страдает фонематический слух при сохранности физического слуха.
Алалия у детей выражается в неспособности усвоить язык как систему. То есть есть нарушения словообразования, словоизменения, грамматических категорий и синтаксиса. Ребенок говорит “мама пришел”, “играл мяч”, не замечая своих ошибок.
Так же как и сюсюканье, отсутствие общения с ребенком является причиной нарушений. А именно проявится проблема может в задержке речевого развития, если ребенок обладает очень скудным для своих лет словарным запасом, невнятно говорит или вообще не изъявляет желания общаться.
Помимо родительской ошибки, решающую роль в появлении ЗРР могут сыграть медицинские причины: неврологические нарушения, патологии центральной нервной системы и т.д. С этой проблемой стоит обратиться к логопеду и неврологу.
Если вы заметили, что ваш ребенок:
Значит, пора обратиться за помощью к логопеду.
Логопед начинает свою работу с диагностики речевого развития ребенка: как он говорит, насколько богат его словарный запас, какие звуки проблемные, откуда появился дефект речи. Параллельно специалист знакомится с ребенком, завоевывает его доверие, чтобы в будущем эффективно проводить занятия. Также логопед разговаривает с родителями, объясняет ситуацию и дает рекомендации по коррекции дефекта. При некоторых случаях занятия могут проводить родители дома, но чаще дефекты, требуют присутствия логопеда.
Обычно занятия с логопедом проходят более эффективно, чем с родителями. Ребенок с родителями чувствует себя расслабленно, начинает
На первом занятии логопед для ребенка 5 лет начинает работу в зависимости от типа нарушения . Например, при дизартрии основные методы коррекции – логопедический массаж и артикуляционная гимнастика; при артикуляционной диспраксии – работа начинается с упражнений на переключение на уровне тела ребенка, то есть с моторных программ; при моторной алалии нет необходимости в массаже и артикуляционной гимнастике. В наше время нарушения у детей становятся все сложнее и часто несколько нарушений сразу встречаются у одного ребенка, это называется коморбидностью.
Также в ходе занятия логопед развивает фонематических слух ребенка, пополняет его словарный запас и корректирует дикцию. К каждому ребенку логопед составляет индивидуальный маршрут коррекции и подбирает подходящую методику.
Если специфика дефекта речи вашего ребенка позволяет занятия дома, то стоит попробовать. Однако родители должны быть готовы к перечню правил, которые необходимо соблюдать во время логопедических занятий для детей 5-6 лет дома.
Следует помнить, что простое многократное повторение речевого материала (слов, словосочетаний, фраз, скороговорок) со сложным для ребенка звуком только закрепит неправильное произношение. Прежде, чем переходить к речевому материалу, следует убедиться, что изолированно этот звук ребенок произносит верно.
Артикуляционная гимнастика — это одна из важных частей логопедического занятия для детей 5-6 лет. Выполнять ее нужно регулярно на ежедневной основе, чтобы закрепить результаты. Полезна она тем, что развивает мышцы, которые задействованы при воспроизведении звуков. А это мышцы языка, губ, щек, развитие жевательных, глотательных и мимических мышц. Артикуляционная гимнастика зачастую проводится под ритмичный счет до 10 или с песенным или стихотворным сопровождением — это делает упражнения интереснее для ребенка и развивают его память.
При артикуляционной гимнастике часто работа ведется перед зеркалом. Ребёнку необходим зрительный контроль выполнения – как нужно расположить губы, напрячь язык, надуть щеки, чтобы получился тот или иной звук. Делайте упражнение совместно с ребенком, чтобы он видел пример и слышал, что должно получиться. Однако некоторые дети сильно отвлекаются, работая около зеркала, и опираются только на свои кинестетические ощущения без визуального подкрепления.
Покажите ребенку на своём примере, что в артикуляционной гимнастике важны не только мышцы рта, но и дыхание, грудная клетка, связки и плечи. Эта часть логопедического занятия с ребенком 5 лет длится не более пяти минут, после этой разминки ребенок должен чувствовать, что мышцы рта разогрелись и ими легко управлять.
Среди упражнений в артикуляционной гимнастике чаще всего можно встретить такие:
Также отличный результат можно получить от сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики. Для ее проведения используется разный сенсорный материал (сушки, дольки апельсина, лимона, гвоздика, палочки корицы) для дополнительных стимулов – обонятельных и вкусовых, а соответственно мышцы лучше “запомнят” положение.
Тонкая моторика и речевое развитие очень тесно связаны в коре головного мозга. Поэтому еще одним важным элементом логопедического занятия является пальчиковая гимнастика. Она может быть активной — ребенок самостоятельно выполняет массаж или пассивной — родитель делает ребенку пальчиковую гимнастику.
Чтобы ребенку 5-6 лет было интересно делать гимнастику, ее нужно сопровождать сценариями или стихами. Примеры интересных задумок вы можете найти в Интернете. В пальчиковом массаже используются такие вспомогательные предметы, как массажеры для рук, ножницы для вырезания (которыми ребенок вырезает сложные фигуры на бумаге, например), пластилин или бумага (для создания оригами).
Эта часть логопедического занятия может стать интересным времяпровождением как для ребенка, так и для взрослого.
Логопедические занятия дома могут не только помочь с развитием речи ребенка, но и подготовить его к школе. Считается, что дети, которые ходили в дошкольном возрасте к логопеду, намного лучше справляются в школе. Тот же эффект вы можете обеспечить дома. Главным элементом должны быть игры, конечно же.
Примеры игр и занятий:
Главный совет для родителей — это первичная консультация с логопедом. Если вы заметили дефект речи у своего ребенка, для начала нужно показать его логопеду. Не переживайте, если логопед даст вам рекомендации посетить с ребенком других специалистов – и психиатра, психолога, невролога, стоматолога и оториноларинголога. После их рекомендаций логопед сможет увидеть полную картину и составить точный маршрут коррекции для ребенка.
Также занятия должны быть регулярными: логопед занимается с ребенком от 2-х раз в неделю, а родители закрепляют результат ежедневными выполнениями домашнего задания. Занимайтесь с ребенком, когда он в хорошем настроении , выспался и поел, чтобы избежать принуждений. В обратном случае обучение просто не принесёт никакого результата.
Хвалите ребенка за его успехи и не ругайте за неудачи. Старший дошкольник возможно уже столкнулся с отрицательной реакцией сверстников на свой дефект речи. Чтобы не развивать в ребенке комплексы, постоянно поддерживайте его и вдохновляйте на ежедневные занятия интересными упражнениями.