Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Дефекты речи для детей 6-7 лет могут стать настоящим испытанием — отклонение от нормы замечают сверстники и учителя, дефект мешает обучаться грамоте. Поэтому в этом возрасте важно не затягивать с визитом к логопеду, который установит проблему и найдет способы её решить.
В этой статье мы разобрали самые распространенные проблемы с речью у детей 6-7 лет и дали несколько упражнений для логопедических занятий, которые можно проводить даже дома.
Ребенок в 6-7 лет практически каждый день пополняет свой словарный запас, и он у него обширный — 7 000 слов в активном словаре. В этом возрасте дети без труда должны перечислять месяцы, профессии, числительные, животных, могут объяснить свои чувства, вести счет в прямом и обратном порядке.
Также речь ребенка в 6-7 лет достаточно развернутая — он говорит сложными предложениями, может составить вопросы, развернуто отвечать, составить короткий абстрактный рассказ даже о том, чего не видел. Говорят дети в этом возрасте логично и связно, могут определить нахождение звука в определенном слове, разобрать его состав. Все слова согласуются по падежам и склонениям, артикуляция четкая, все слова и звуки выговариваются понятно, а из слов может составить прилагательные и глаголы.
Чем старше становится ребенок, тем больше ему нужен язык для коммуникации. И если раньше он общался преимущественно с родителями, то с возрастом возрастает необходимость общения со сверстниками.
Нарушения могут иметь различный характер и степень запущенности:
С этими нарушениями стоит идти к логопеду — он проведет диагностику, выявит проблему, создаст индивидуальный план занятий и назначит маршрут коррекции.
Среди причин нарушений могут быть как наследственные, так и перенесенные ранее травмы, сложное протекание беременности, дефекты речи у родителя, недостаточное общение с ребенком, проблемы со слуховым восприятием, нестабильность психоэмоциональной сферы.
Логопедические занятия для детей 6-7 лет можно проводить дома, однако перед этим нужно обязательно проконсультироваться с логопедом. Врач проводит диагностику, во время которой узнает об словарном запасе ребенка, звукопроизношении, речевых возможностях, способности строить предложения и рассказы. Если потребуется мнение другого специалиста, то логопед отправить ребенка к стоматологу, неврологу или психологу.
После заключения, логопед может посоветовать посещение занятий, как индивидуальных, так и групповых. Бывают случаи, когда родители могут самостоятельно справиться с дефектом речи, тогда логопед даёт добро. Но при сложных дефектах, расстройствах или других диагнозах лучше всего прибегнуть к помощи специалистов.
Если вы решились проводить логопедические занятия дома, то должны знать о некоторых правилах.
Занятие может включать в себя любые упражнения, подходящие по возрасту и специфике нарушения — их очередность не имеет значения. Главное, чтобы упражнения друг друга сменяли. Например, сначала можно начать с дыхательной гимнастики, чтения скороговорок, заучивание стихотворения и упражнение на логоритмику — чтение стихов с проблемными звуками. Всё занятие займет до 15 минут.
Как уже говорилось ранее, артикуляционная гимнастика — это начальный и один из самых важных элементов логопедического занятия для детей 6-7 лет. Она развивает мышцы, которые участвуют в воспроизведении корректного звука. Благодаря гимнастике ребенку в последствии будет легче произносить сложные звуки. Самое главное обеспечить ребенка интересными заданиями, чтобы у него была мотивация к их выполнению.
Артикуляционная гимнастика в большинстве своём — это поочередное напряжение и расслабление мышц. Например, ребенок делает языком трубочку и держит язык в таком положении 30 секунд, или берет карандаш в губы и пытается им что-то нарисовать на бумаге, или держит языком сушку или палочку корицы. Также упражнения могут стать очень веселым времяпровождением для ребенка.
Скороговорки и чистоговорки — главные помощники родителей при проведении логопедических занятий дома. Каждый из нас их знает и пробовал быстро прочитать. Сочинять чистоговорки можно даже самостоятельно — достаточно лишь в конце рифмы добавить проблемный звук для ребенка, однако прежде, чем произносить и читать чистоговорки и скороговорки с проблемным для ребенка звуком, убедитесь, что этот звук изолированно ребенок произносит верно .
В скороговорках, которые вы дадите ребенку, должны преобладать те, которые тренируют проблемный для ребенка звук. Однако не стоит забывать и про другие скороговорки; еще одной ценностью скороговорок является улучшение дикции. Можно устроить целое соревнование между родителями и ребенком — кто быстрее и четче произнесет скороговорку. Это будет не только полезно, но и весело.
В норме речевого развития 6-7 летнего ребенка присутствует способность различать схожие по звучанию звуки, проводить звуко-буквенный анализ, знать звучание всех букв алфавита, определять гласные и согласные звуки, находить заданный звук в слове, находить место звука в слове. Однако у некоторых детей с этим возникают проблемы, а значит нужно проводить специальные логопедические упражнения для совершенствования фонетико-фонематических процессов.
Среди упражнений чаще всего встречаются выделение звуков в слове, подбор слов, начинающихся на один звук, различение твердости и мягкости звуков. Родители или логопед должны произносить все звуки четко, так, чтобы ребенок понял, какое произношение от него требуется.
В 6-7 летнем возрасте для детей начинают вводить более сложные понятия, например, глухие согласные или твердые гласные. Их ребенок тоже должен научиться различать. Делать это можно с помощью некоторых упражнений.
Игра, которая помогает детям овладеть звуко-буквенным анализом. У ребенка есть карточки с буквами; вы произносите слово, например “рыба”, а ребенок должен составить это слово из карточек-букв. Сначала нужно выбирать простые слова, в которых ребенок хорошо слышит звуки, но чем больше занятий вы проводите, тем сложнее должны стать слова и с большим количеством сложных звуков.
Ребенку дается набор разных слов, некоторые из них начинаются на один слог или звук. Задача состоит в том, чтобы сгруппировать слова, которые начинаются одинаково в один ряд. Сначала стоит проговаривать каждое слово и словесно выделять звуки, дальше задача должна усложняется — ребенку стоит делать это молча, проговаривая слова про себя.
Следующим этапом звуко-буквенного анализа является умение определять, где находится нужный звук — в начале, середине или конце слова. Нужно приготовить карточки со словами и попросить ребенка назвать слова, в которых звук Л, например, находится в середине слова. Чем лучше ребёнок справляется с заданием, тем более сложным его нужно делать. Например, писать не слова, а показывать картинки, обозначающие слово.
Для детей 6-7 лет также важно умение работать со слогами в словах — упражнения также являются частью звуко-буквенного анализа. В этих упражнениях ребенок учится делить слово на слоги, считать количество гласных звуков, образовывать новые слова из слогов.
Перед началом выполнения упражнений для слоговой структуры следует убедиться, что ребенок понимает, что такое слог.
Заданием ребенка является среди всех слов выбрать тот слог, который в каждом повторяется. Слова можно выбирать самые разные, где повторяющийся слог находится в любой части слова. Также слова могут делиться на группы: в одной группе повторяющимся слогом является “ля”, а в другом “на”.
Возьмите несколько слов, не самых трудных, и переставьте местами слоги в них. Задачей ребенка будет заново правильно составить слово, переставив слоги в нужном порядке.
Задача ребенка – найти лишний слог в слове. Слоги проговаривайте медленно. Например, со-ба-ма-ка. Ребенку необходимо исключить слог “ма”.
Так как ребенок 6-7 лет уже должен иметь понятие о гласных и согласных звуках, предложите ему игру, в которой на каждый твердый согласный звук он должен дать мягкий, и на каждый звонкий согласный дать глухой.
В 6-7 лет ребёнок имеет очень богатый словарный запас — он может рассуждать, уточнять, рассказывать, давать развернутые ответы. Всё это делается с помощью объемного активного словаря ребенка. И его нужно развивать, совершенствовать речь, чтобы ребенок мог с легкостью коммуницировать как со сверстниками, так и со взрослыми. Достигается успех чтением, заучиванием стихов и выполнением упражнений ниже.
В этом упражнении можно не только расширить словарный запас ребенка, но и развить тонкую моторику рук. Сначала вы выбирайте звук, с которого должно начинаться каждое слово, называете первое слово и перекидываете мяч ребенку, он отвечает другим словом на тот же звук и кидает мяч вам.
В этой игре задача ребенка назвать противоположность названному родителями предмету, явлению. Использовать для начала можно существительные и прилагательные, постепенно внедряя глаголы. Например, вы говорите “веселый”, ребенок отвечает “грустный”, “книга – компьютер”, “бежать – стоять” и так далее.
С помощью этого упражнения ребенок учиться словообразованию на основе добавления суффиксов. Задачей родителей является назвать предмет или животное, а ребенок должен назвать его ласково. Кот – котенок, ручка – рученька.
Родители должны набраться терпения и помнить о следующих рекомендациях от логопедов:
Чтобы ускорить процесс терапии, больше говорите с ребенком — спрашивайте, как прошел его день, что нового он узнал. Читайте по вечерам или просите ребенка рассказать вам историю — это может быть пересказ мультфильма или события из его жизни.
Все упражнения и логопедические занятия, описанные выше, нацелены на устранение дефектов речи и на помощь с освоением грамоты. Считается, что дети, которые были у логопеда, намного быстрее схватывают основы письма, чтения и грамоты, чем их сверстники. Поэтому не бойтесь проходить обследование у логопеда и заниматься ребенком, чтобы качество его жизни улучшилось вместе с речью.