Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Довольно часто родители замечают в возрасте от 3 до 5 лет, что ребенок не выговаривает некоторые звуки, путает слоги в словах, не произносит первый звук в слове, шепелявит, ему сложно сформулировать свою мысль. Тогда нужно обращаться к логопеду, который помогает корректировать дефекты речи, пополнить словарный запас, развить интерес ребенка к коммуникации В ходе терапии ребенок вместе со специалистом выполняет логопедические упражнения разной направленности и сложности в зависимости от степени нарушения у ребенка.
Именно детские логопедические занятия для развития речи помогают ребенку избавиться от дефектов и скорректировать разговорную речь. Среди упражнений часто встречаются артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, пальчиковая гимнастика и пальчиковый массаж, сенсорные тропинки, упражнения, направленные на коррекцию звукопроизношения, слоговой структуры слова и фразовой речи. ,. Регулярные логопедические занятия способствуют заметному прогрессу у ребенка, пока дефект еще не закрепился в речи ребенка.
Среди причин нарушений речи у детей врачи выделяют основные 4 фактора. Имеют место как решающие факторы при тяжелых случаях, так и косвенные, если дефекты речи малозаметны и быстро корректируются.
Какие ещё могут быть причины? Например, внешние социально-психологические Это плохие социально-бытовые условия жизни, в которых ребенок медленно развивается. Причиной может быть соматическая ослабленность, вызванная длительными болезнями у ребенка или психологические травмы. влияет на речь детей нарушения речи у окружающих. Если ребенок постоянно слышит речь с дефектами, он просто начнёт её копировать.
Иногда родители доходят до двух крайностей — ведут ребенка к логопеду и дефектологу, в то время как он прекрасно разговаривает и произносит звуки для своего возраста. Или наоборот, при сильных дефектах речи и задержке речевого развития родители не обращаются за помощью.
Родители при подозрениях на дефект речи у ребенка сначала должны прийти к неврологу . Он дает направление к логопеду на обследование. Иногда могут назначить визит к ортодонту и оториноларингологу.
Как понять, что пора к логопеду:
Чаще всего у детей с дефектами речи встречаются такие проблемы, как проблемы фонематического восприятия , фонетико-фонематическое недоразвитие, дислалия, дизартрия, артикуляционная диспраксия, речевая слуховая агнозия . Разберем каждую из этих проблем.
Определить его довольно просто даже родителям — ребенок плохо произносит или не произносит некоторые звуки. Чаще всего встречается именно этот дефект. Как это проявляется, например, ребенок в словах заменяет свистящие на шипящие. Также часто появляется проблема с шипящими звуками, в народе этот дефект называют шепелявостью. Картавость — это ещё одно народное название дефекта, при котором ребенок неправильно произносит звук Р .
Если ребенок не может повторить правильно за вами сочетания разных звуков одной группы (например, шипящие), значит есть возможность, что у ребенка проявляется фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). Коррекционно-развивающие логопедические занятия проводит логопед, который помогает ребенку с помощью упражнений устранить дефект. Это особенно важно для ребенка, так как в будущем при изучении письма и чтению вслух могут возникнуть проблемы.
Проявляется в неспособности совершать целенаправленные последовательные движения языком, губами, языком, при этом тонус языка в норме. Например, вы просите ребенка открыть рот и удержать в таком положении до 10. Или ребенок не может выполнить упражнение “качели”, то есть поднять язык вверх и опустить вниз. А также ребенок имеет нарушения слоговой структуры слова, то есть может пропускать, менять местами слоги в слове.
Нарушение слухового восприятия. То есть ребенок не может распознавать звуки, окружающие его, например, шум дождя, дверной звонок, а также речевые звуки – схожие звуки, схожие слова. Страдает фонематический слух при сохранности физического слуха.
Алалия у детей выражается в неспособности усвоить язык как систему. То есть есть нарушения словообразования, словоизменения, грамматических категорий и синтаксиса. Ребенок говорит “мама пришел”, “играл мяч”, не замечая своих ошибок.
Как говорилось выше, причиной нарушения речи у ребенка может стать какая-либо травма, сложные роды, проблемы на первом триместре беременности. Помимо этого ребенок может иметь отставание в психическом развитии, нарушения работы артикуляционного аппарата, органов слуха.
Фактором могут быть патологии, которые связаны с травмами головы, пороками сердца или поражениями нервной системы. Часто причиной также является снижение слуха у ребенка. Среди причин нарушения речи у ребенка врачи также выделяют расстройства аутического спектра.
Занятия с логопедом для детей проходят только после того, как логопед проведет первичную диагностику, на которой выявить уровень речевого и когнитивного развития ребенка , проконсультирует родителей о проблеме и возможных последствиях, выявит ожидания родителей по поводу желаемых результатах, расскажет об особенностях программы и коррекционного маршрута для ребенка. Перед тем, как начать работу, логопед просит родителей заполнить анкету. Там вы найдете вопросы, которые помогут логопеду более полно увидеть картину развития речи у ребенка. Это так называемый сбор анамнеза – особенности протекания беременности и родов, болезни ребенка, его режим сна и питания и т.д.
Диагностика начинается с того момента, как мама с ребенком входят в кабинет. Логопед оценивает психологические моменты – степень привязанности ребенка к родителю, готовность ребенка вступать в контакт; речевой аспект – приветствие, первые слова или фразы; сформированность двигательной сферы – координацию ребенка, управление своим телом. Пока родитель заполняет анкету, логопед налаживает контакт с ребенком и проводит диагностику — проверяет прикус, состояние мышц языка, неба и губ, понимание речи, его фонематическое восприятие, сформированность слоговой структуры слова, фразовую речь. Во время диагностики логопед разговаривает с ребенком с ребенком, чтобы оценить его уровень развития речи.. Попутно важно следить за моторикой ребенка — как он двигается, ходит, сидит, жестикулирует, есть ли у ребенка указательный жест, какой рукой он преимущественно он пользуется так как проблемы с моторикой сигнализируют о проблемах с проприорецепцией и вистибулярным аппаратом и поводом для более серьезных обследований.
В конце первой встречи логопед рассказывает родителям маршрут коррекции – это план индивидуальных занятий с ребенком. Для каждого ребенка нужно составлять свой план в зависимости от дефекта, его запущенности, особенностей ребенка и т.д. Логопед должен проговорить, что участие родителей в процессе обязательно — повторять дома упражнения, больше читать и разговаривать с ребенком. Именно комплексный подход к коррекционно-логопедическим занятиям с детьми поможет увидеть прогресс через несколько месяцев.
Существует большое количество коррекционно-развивающих логопедических заданий для детей дошкольного возраста, которые помогают избавиться от дефектов речи.
Эти упражнения называются артикуляционной гимнастикой — в них укрепляются мышцы лица и рта. Это отлично помогает в настройке правильного произношения отдельных звуков. Существует два вида артикуляционных упражнений:
Часто логопеды и родители выдают ребенку зеркало — таким образом с помощью зрительного контроля он фиксирует в памяти нужное положение языка и губ и видит прогресс в своих действиях.
Какие упражнения самые распространённые? Скорее всего, вашему ребенку предложат различными способами напрягать и расслаблять мышцы лица — в улыбке, с высунутым языком, сделать круговые движения языком или “змейку” и так далее. Всё это нацелено на поддержания тонуса мышц, и ребенок таким способом разрабатывает язык и рот, чтобы правильно произносить звуки .
Он отличается от общего массажа, который обычно назначают детям педиатры. Логопедический массаж – это определенный набор техник, направленный на изменение мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Это основа работы при повышенном или пониженном тонусе языка у ребенка. В определенных направлениях, с определенной силой и частотностью выполняются движения логопедом в зоне плеч, шеи, лица и ротовой полости ребенка. Чаще массаж необходим при нарушении, которое называется “дизартрия”. Обычно для такого массажа логопеды используют специальные инструменты – зонды. Некоторые логопеды массаж проводят курсом, то есть сразу 10 сеансов по 15 минут, другие логопеды делают массаж в начале занятия, чтобы сразу привести мышцы в тонус или, наоборот, расслабить. Логопед обучает родителей необходимым манипуляциям, чтобы родитель мог дома сделать массаж ребенку.
В простонародье называются такие упражнения пальчиковыми играми. Нужны они, потому что в сложных связях в коре головного мозга мелкая моторика напрямую связана с развитием речи у ребенка. В дополнении к другим упражнениям разные движения пальцами развивают память, реакцию и воображение.
Логопедические развивающие занятия для развития тонкой моторики полезны в качестве переключения внимания ребенка, а также с помощью таких игр ребенок научиться лучше чувствовать свое тело, быть более скоординированным.
Такие игры развивают воображение. Например, ребенок может изображать с помощью рук животных и растения, иллюстрировать жестикуляцией какую-то историю или картинку.
Пальчиковый массаж делают как младенцам, так и детям 8 лет. Нужно это для формирования правильных связей в коре головного мозга – сигналы с кожных покровов пальцев поступят в кору головного мозга. Развитие мелкой моторики напрямую связано с речью и запоминанием. Упражнения, которые включают в себя развитие тонких движений рук, помогают ребенку легче артикулировать слова и звуки.
На пальцах находится большое количество рецепторов и нервных окончаний — их стимулируют с помощью текстурных предметов (шарики, выпуклые поверхности, пружины, шишки) и рук (и логопед, и сам ребенок может проводить пальчиковый массаж).
В пальчиковом массаже должны быть задействованы все пальцы рук, кисть, тыльная и внутренняя сторона ладони. Зачастую массаж сопровождается стихом или песней для интерактива и развития речи ребенка.
Скороговорки, чистоговорки и потешки — это, наверное, самый известный способ развитие речи как для взрослых, так и для детей. Это прекрасное упражнение, которое тренирует скорость речи, её чистоту, произношение сложных звуков, соблюдение ритмики речи. Также это отличный способ в игровой форме заниматься с ребенком — детям такие упражнения интересны, потому что они проводятся в шуточной форме. Даже дома родители могут вместе с детьми тренироваться в чтении скороговорок и проверять друг друга на чистоту произношения и скорость.
Логопеды отмечают, что, благодаря постоянному повторению скороговорок, потешек и чистоговорок, дети добиваются больших успехов в произношении звуков. Если подключить двигательную активность, то речевой материал запомниться быстрее, так как для его усвоения будет работать все тело. Ребенок может проговаривать их с предметами в руках, например бросая мяч, хлопая в ладоши. Например, учить стихотворения очень полезно, поднимаясь вверх по лестнице или спускаясь Таким образом ребенок тренирует координацию, речь и развивает память.
На развитие речи ребенка очень влияет то, что он воспринимает на слух. По этой причине так часто у детей появляются дефекты речи, если родители с самого рождения не проговаривают ребенку все свои действия. А в школе не исправленные вовремя нарушения проявятся на различных видах диктантах. Однако большим заблуждением является то, что если правильно и часто воспроизводить звуки ребенку, он тоже начнёт их правильно произносить в своей речи. Безусловно, родители должны грамотно говорить и следить за своей дикцией. Однако если ребенок произносит звук неправильно, то стоит исключить речевой материал с этим звуком, если же ребенок отлично произносит изолированно звук изолированно, то есть один этот звук, то стоит усложнять для него речевой материал – сначала этот звук произносится в слогах, затем в словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, скороговорках и последний этап – в свободной речи или в текст.
Логопедические занятия на развитие фонематического слуха: ребенка могут попросить описать животное по звуку, который он издаёт, пытаться повторить разные звуки за педагогом, петь песни и рассказывать истории, повторять слова-квазиомонимы, которые различаются одним звуком (например, лук-люк).
Проблемой некоторых детей может быть не только дефекты речи, но и скудный словарный запас. Из-за этого они плохо выражают свои мысли , говорят односоставными предложениями , и не дают развернутый ответ на вопрос .Перед логопедом стоит задача расширить словарный запас ребенка и активно вводить новые слова в его разговор. Для этого вместе с ребенком специалист подбирает синонимы и антонимы словам, предлагает ребенку закончить мысль логопеда или слово, описывать предметы, животных или явления. Также отличным способом является попросить ребенка рассказать, что изображено на картинке или что он только что прочитал.
Произношение звуков очень тесно связано с дыханием — чем рациональнее мы его используем, тем ровнее и четче говорим. Чтобы звуки произносились правильно, воздух должен планомерно выходить из легких через глотку и гортань, и через рот, и нос выходить наружу.
Чтобы тренировать дыхание логопеды проводят специальные упражнения для детей. Есть несколько правил для этих упражнений — не заниматься ими после еды, ребенок должен быть в свободной одежде и не напрягать мышцы рук, шеи, груди. Из самых популярных упражнений для тренировки речевого дыхания выделим игру с бумажным мячом, который нужно двигать, дуя на него. Также задувание большого количества свечей в разной последовательности.
Отличный вариант упражнений, особенно для детей, которые страдают заиканием. Во время музыкальных игр ребенок должен вместе с логопедом пропевать звуки и слова, чтобы процесс тренировки проходил легче. Например, можно дублировать реальные звуки собственной имитацией, заниматься звукоподражанием животных. совмещать песню с танцем. Все слова или песни должны содержать звуки, которые даются ребенку тяжело. С такими музыкальными играми ребенок и сам не заметит, как начнет лучше говорить.
Логопедические занятия с логопедом могут проходить как с ребенком, так и в присутствии родителей . Зачастую логопед использует несколько вышеперечисленных техник, чтобы сделать занятие динамичным и увлекательным для ребенка. Среди инструментов, которые используют логопеды, требуются логопедические зонды для логопедического массажа и постановки звуков . Однако металлические зонды часто пугают детей, поэтому некоторые логопеды используют зондозаменители – ватные палочки, коктейльные трубочки и яркие пластмассовые палочки разных размеров и форм. Этим устройством помогают языку найти правильное положение для произнесения того или иного звука. Лучше всего родителям позаботиться о зондах заранее и купить ребенку личный набор. Таким образом, родители смогут не беспокоиться о стерилизации и проводить занятия даже дома.
Чаще всего врачи и родители указывают на проблему с произношением у детей звуков р, ш, л, с. Это сложные звуки, которые бывает нелегко усвоить. Проблема может быть функциональная: сюсюканье родителей; кто-то в близком окружении ребенка имеет дефект речи; незрелость артикуляционного аппарата; проблемы с фонематическим восприятием – ребенок неверно слышит звуки, а может быть и механическая – крыться в строении челюсти ребенка — нужно исключить или исправить неправильное положение зубов, нарушенный прикус, нарушение анатомии гортанной и голосовой щелей. Часто именно механическая дислалия носит наследственный характер. Поэтому перед тем, как идти к логопеду, советуем проконсультироваться с отоларингологом, стоматологом и неврологом .
Для каждого звука существуют свои упражнения для логопедических занятий, которые помогают ребенку произносить звук правильно.
Самый сложный звук для произношения, поэтому так часто можно встретить людей, говорящих “Р” на французский манер. Чтобы исправить этот дефект дети вместе с логопедом учатся рычать, произносить слова со звуком “Р”, как будто рыча, повторять скороговорок и речевок с этим звуком. В свою очередь родители должны дома чаще с ребенком читать, разговаривать и контролировать его “Р”.
Не реже, чем с со звуком “Р”, дети сталкиваются с проблемой в произношении шипящих звуков. Здесь логопед в качестве коррекционных занятий будет учить ребенка шипеть, держать язык в положении “чашечка”, укреплять боковые края языка, проговаривать слова с этим звуком и скороговорки. Также нельзя забыть про пальчиковые игры, речевую гимнастику и зарядку для языка.
Звук “Л” тоже является распространенной проблемой у детей дошкольного возраста. Этот дефект легко устранить с помощью постоянных логопедических упражнений и гимнастики. Главное, чтобы ребенок освоил верхнее положение языка за передними зубами. Логопед произносит с ребенком слова с звуком “Л”, акцентируя внимание на произношении, просит ребенка услышать звук Л изолированно и в словах и выполнить какое-то движение, например, “хлопни, когда услышишь Л”, затем повторять слоги, слова, словосочетания и предложения со звуком “Л” а затем переходить к заключительному этапу – самому придумать слово с Л.
Во время работы над постановкой и автоматизацией звуков логопед подключает упражнение по грамматике, например, назвать предметы ласково, тем самым отработать способ суффиксального образования слов, или отрабатывает множественное число частей речи.
Родители часто интересуются, а можно ли проводить логопедические коррекционные занятия с ребенком самостоятельно? Ответ — да, но для этого вам потребуется терпение, внимательность и самодисциплина. Логопедические занятия должны быть регулярными, а точнее ежедневными, по 20 минут в день. Начинать упражнения можно с 2-3 лет, когда дефект заметен, и вы сходили ко всем нужным врачам. Однако не советуем заниматься самолечением, если родитель тоже обладает дефектом речи или ребенку поставлен диагноз логопедом, неврологом или дефектологом. В таком случае коррекционно-логопедические занятия дома должны быть поддерживающими, а основные — это работа со специалистом.
Бывают такие случаи, когда логопеду требуется помощь другого специалиста — врача-невролога. Эта мера предпринимается, когда ребенок с раннего возраста не выговаривает даже простейшие звуки, которые появляются в раннем возрасте. Это, например, губные звуки М, П. В таком случае родители немедленно должны обратиться к неврологу и пройти нужные обследования. Невролог может дать направление к дефектологу — если есть подозрение, что у ребенка задержка в физическом и психическом развитии.