Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
С начала прошлого века миру известно о пользе игр с песком и песочной терапии как методе психоанализа. Активно пескотерапия используется и по сей день — логопеды, психологи и сами родители прибегают к песочной терапии, так как она развивает, успокаивает ребенка, дает ему способ самовыражаться.
Сейчас эту методику можно встретить и в детских садах, и на кружках, и даже в школах. В этой статье мы подробно расскажем, что такое песочная терапия, чем она полезна и как её проводят.
В начале XX века одновременно двое ученых — педиатр Маргарет Ловенфельд и психолог Карл Густав Юнг — заметили, что при занятиях с песком дети могут разыгрывать сценарии из жизни, которые их беспокоят. Это могут быть последствия пережитой психологической травмы или проблема, которую проживает ребенок сейчас. В отношении взрослых Юнг заметил, что во время песочной терапии они возвращаются в детское состояние, открывают своё маленькое “я” — значит, с помощью упражнений с песком можно добраться до проблем с детства.
Позднее психотерапевт Дора Калфф, последователь Юнга, полностью описала и определила понятие песочной терапии для психотерапии. Именно её рекомендации лежат в основе современной песочной терапии — размер, цвет и расположение песочницы, наличие воды и фигурок.
Песочная терапия работает как способ самовыражения через построение собственного мира, иллюстрацию своего внутреннего состояния. Детям и даже некоторым взрослым очень сложно выразить словами свои чувства, а игра с песком — это отличная возможность рассказать миру о своих переживаниях.
В песочной терапии большую роль играют фигурки — люди, животные, растения, здания, машины, фигуры, ракушки. Всё это служит олицетворением внутреннего мира ребенка. С помощью этих фигурок малыш строит свой мир, создает персонажей, наделяет каждую фигурку собственным смыслом и интерпретацией. Задачей психолога является распознать, что именно хочет сказать ребенок выбором фигурок, их расположением, коммуникацией между собой в песочнице. Например, ребенок может использовать при сотворении собственного мира в песочнице рыбу. Значить она может и плодородие, и исполнение желаний, и успех, и молчание. Значение каждого элемента определяется по общему состоянию ребенка, его объяснению, наличию проблемы.
То есть песочная терапия работает как возможность для ребенка выразить свои чувства: обиду, злость, агрессию, тревогу, любовь, благодарность. Таким образом ребенок, в ходе игры, прорабатывает и осознает свои эмоции, учится с ними справляться и жить.
Целью песочной терапии не является изменение ребенка, перекройка его мышления и чувств в угоду кому-либо — родителям или психологу. Задачей песочной терапии является предоставление возможности ребенку самовыражаться, проживать свои эмоции, справляться с негативом.
Благодаря применению терапии ребенок развивает свою фантазию, пространственное мышление, мелкую моторику, тактильные ощущения, речь, память. В ходе упражнений он учится переживать свои страхи, тревоги, контролировать агрессию, проживать обиду. И детям нравится это занятие — они с большим удовольствием играют с песком, создают свой мир, рассказывают истории, рисуют на песке и строят башни.
Во время групповых уроков дети также развивают коммуникативные навыки — учатся делить игрушки, отстаивать личные границы и уважать чужие, совместно взаимодействовать, слышать друг друга.
В песочной терапии существует три стадии; среди них хаос, борьба и разрешение конфликта.
Пескотерапия отлично помогает ребятам с психологическими проблемами и травмами, однако полезна будет для любого ребенка. Например, песочная терапия помогает ребенку разобраться в себе, сформировать зону комфорта, развить творческие способности, формировать пространственное, логическое и образное мышление, развить мелкую моторику рук, снять напряжение в мышцах.
Также благодаря терапии ребенок развивает тактильную чувствительность из-за постоянного соприкосновения с песком; ещё песочная терапия учит ребенка проживать негатив, работать в команде и строить свои правила игры.
Песочная терапия особо рекомендуется детям, которые:
Противопоказания для песочной терапии немногочисленны: диагноз шизофрении, эпилепсии, кожные заболевания, порезы на руках, астма.
Наиболее действенно и плодотворно проходят занятия с детьми до 7 лет. Во-первых, им занятия нужны как никому другому — дошкольники не могут выразить свои переживания, мысли, мнения, чувства; то есть они хранят это в себе или выплескивают непонятным для окружающих способом. Во-вторых, дети в этом возрасте наиболее подвержены плодотворному влиянию игр, песочных упражнений — у них меньше всего психологических блоков по этому направлению, они быстрее ориентируются и свыкаются с игрой.
В ходе занятия дети дошкольного возраста могут не сдерживать свои творческие порывы — немыслимые сюжеты, странные персонажи, любое звуковое сопровождение. Для ребенка в терапии нет правил или запретов, оценки или неправильных действий. В таком пространстве ребенок чувствует себя свободно, раскрепощенно и комфортно.
В песочной терапии есть несколько правил: песок должен быть мелким кварцевым, его нужно просеять, чтобы не попадались острые ракушки или камни, и прокалить в духовке при 80°. Песочница должна быть небольшой, с синим дном — таким образом ребенок сможет изобразить небо или воду, также синий цвет успокаивает. Возле песочницы может стоять кувшин с водой или емкость с мокрым песком — с его помощью ребенок стоит разные сооружения. Сам песок в песочнице должен занимать ⅓ емкости. Также стоит задуматься над использованием подсветки песочницы, это благотворно влияет на терапевтический процесс.
К песочнице должна прилагаться лопатка и фигурки до 10 см высотой. Место для занятий должно быть комфортным, свободным от мебели. Важно учесть, что ребенку должно быть приятно заниматься — за игрой он проведет не меньше получаса, в это время он должен сидеть на удобном стуле, плюс поднос должен находиться на комфортной высоте.
Во время проведения занятия не мешайте ребенку, соблюдайте тишину; не оценивайте и не критикуйте работу, подарите ребенку чувство безопасности.
Песочная терапия в работе с детьми может быть индивидуальной и групповой. На индивидуальных занятиях внимание концентрируется на внутренних конфликтах ребенка, его тревогах, обидах и переживаниях, травмах, страхах и фобиях. В ходе песочной терапии ребенок учится состраданию, помощи, обузданию агрессии, самоанализу.
В групповых занятиях дети учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать личные границы, уважать чужие, делиться игрушками, отстаивать свою точку зрения, находить друзей, слушать и слышать друг друга.
Если у вас остались вопросы по поводу песочной терапии для вашего ребенка, оставьте свой телефон и ждите звонка нашего консультанта, который подробно расскажет о занятиях. Ждём вас и вашего ребенка на песочной терапии!