Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Проходя мимо детской площадки или будучи на пляже, мы всегда можем увидеть радостных детей, которые играют с песком. Строят замки, копают тоннели, делают пасхи, что-то ищут или прячут. Все эти, на первый взгляд ничего не значащие игры, очень многое могут сказать о ребенке и его психике. Помимо выражения своих эмоций и чувств, ребенок также развивает мелкую моторику и мышление.
Об этом интересном творческом процессе и его пользе мы поговорим в сегодняшней статье.
История песочной терапии начинается ещё с психолога Карла Густава Юнга, который в первой половине прошлого века обратил внимание на возвращение взрослого в “детское состояние” при играх с песком.
В тоже время, в 20-х годах педиатр Маргарет Ловенфельд установила, что песочная терапия может быть методом консультирования детей. Для этого Маргарет использовала песок, игрушки и небольшое количество воды. С помощью этих инструментов дети описывали свой мир — методика оказалась настолько показательной и действенной, что ее используют по сей день.
Годами позже Дора Калфф описала и сформулировала идею Юнга о песочной терапии и её возможности возвращать сознание в период детства. Именно она установила по сей день использующийся стандарт песочной терапии — о размере и цвете песочницы, виде игрушек и т.д.
Песочная терапия с этого момента использовалась как в детском, так и во взрослом психоанализе. Она помогает понять терапевту запрос человека и его проблему, а ребенок развивает психоэмоциональное восприятие мира.
В песочной терапии используется поднос с монохромной или цветной подсветкой, в него насыпан речной или кварцевый песок. Рядом с подносом стоит ёмкость с водой, чтобы ребенок для выражения своих чувств или восприятия мира мог что-то построить из песка. Ещё возле подноса находится контейнер с предметами и игрушками — они самые разные, каждый ребенок и взрослый найдет там персонажей для выражения своих чувств.
Некоторые фигурки имеют своё скрытое значение, которое может считать психолог. Например, рыба — знак молчания, однако это не значит, что, выбрав рыбу, ребенок обрек себя на терапию по поводу отсутствия личных границ или что-то в этом роде. Нет, просто психолог из всей картины в целом, зная в общих чертах ситуацию, которая произошла с ребенком, может интерпретировать некоторые фигуры как показатели эмоционального состояния ребенка или взрослого.
Цветная подсветка играет не только эстетическую и вовлекающую ребенка в процесс роль, но и помогает ему самостоятельно выбрать комфортное освещение, снизить тревожность, усталость.
Когда ребенок занят работой с песком, во-первых, он таким образом развивает мелкую моторику рук. Этот факт способствует развитию, например, речи — ни для кого ни секрет, что мелкая моторика и речь тесно связаны между собой в коре головного мозга. Также благодаря работе руками ребенок развивает память, логическое, пространственное и образное мышление.
Играя с песком в пространстве, где ребенку ничто не мешает выражать себя и свое самоощущение, он учится фантазировать, придумывать истории и сюжеты. Играя с песком двумя руками одновременно, задействуется два полушария мозга, что позитивно влияет на интеллектуальное развитие ребенка.
Песочная терапия может быть как индивидуальной, так и групповой. Если на индивидуальном занятии всё внимание обращено на ребенка, то но групповых занятиях он учится взаимодействовать со сверстниками. Дети лучше управляют своими эмоциями, учатся слышать и слушать других детей и их желания, выстраивать личные границы — например, количество игрушек ограничено и ими нужно как-то распорядиться или отстоять своё право на определенный предмет.
Во время работы с песком можно почувствовать что-то похожее на медиативное состояние — по-настоящему это могут оценить взрослые, у которых есть большое количество зажимов, внутренних ограничений, травм и прочее. Это состояние позитивно влияет на психику, успокаивает, снимает тревожность и нервозность.
Во время занятий с песком дети активно познают окружающий мир — чем младше ребенок, тем важнее для него тактильность и физические прикосновения к чему-либо. Педагог Мария Монтессори, известная сторонница песочной терапии, утверждала, что в процессе занятий ребенок самостоятельно познает себя, своё “я”, делает из себя личность и становится более осмысленным в своих действиях.
В ходе песочной терапии ребенок становится спокойнее, уравновешеннее, терпимее. Его фокус внимания сосредоточен на игре, песке и фигурках, его не отвлекают гаджеты или другие активности. Таким образом дети учатся быть усидчивость и подолгу концентрироваться на одной активности.
Во время игры с песком дети развивают внимание и координацию движений, мелкую моторику, тактильные ощущения, речь, мышление, творческие способности воображение и пространственное мышление.
Особенно рекомендуют психологи заниматься с песком детям в периоды кризисных возрастов — в 3 года, 6 лет и 13-15. Занятия помогают ребенку стать самостоятельным, справиться с негативными переживаниями, приобрести спокойствие и веру в себя. Если во время терапии, например, включить классическую музыку или разучивать стихи, позитивная динамика будет прослеживаться и в других сферах жизни ребенка.
Чем полезна песочная терапия для детей:
Польза песочной терапии для детей дошкольного возраста неоспорима. Именно в этом возрасте человек наименее способен выражать свои эмоции, мнения и желания через слова. Детям еще сложно описать, что именно они чувствуют из-за недостаточного речевого развития или трудностей с пространственным мышлением.
Для дошкольников терапия с песком — это игра, веселое времяпровождение, в котором они реализуют свой полет фантазий. В этой терапии нет правил для ребенка, нет “неправильных” образов — ребенок просто творит. Помимо того, что он развивает воображение и мелкую моторику, он также показывает психологу своё эмоциональное состояние.
Песочная терапия имеет ряд неоспоримых плюсов, которые очень хорошо скажутся на состоянии ребенка:
Психологи утверждают, что ребенок в ходе песочной терапии проходит три стадии: хаоса, борьбы и разрешения конфликта.
Первым этапом идёт хаос — ребенок впервые сталкивается с таким видом игры, с таким количеством игрушек, из которых нужно создать свой мир. Поэтому он в растерянности и кураже хватается за все фигурки, которые видит, беспорядочно их располагает на песке, строит из песка непонятные баррикады и просто играет. Здесь нет никакого психологического анализа, а лишь адаптация ребенка к ситуации, проживание эмоций. В ходе первой стадии ребенок учится справляться с негативными чувствами и раскрывает психотравмы, например. Длится хаос первые несколько занятий, но с каждым новым уроком ребенок начнет понимать, какие фигурки ему нужны и что именно он хочет воспроизвести.
Вторая стадия, борьба, характеризуется отображением внутренних конфликтов ребенка в песочной терапии. Дети начинают выражать негативные эмоции: боль от развода родителей, тревогу за маму, обиду на друга. Всё это действо происходит на песке с участием разных фигурок — картина, которая предстает в конец занятия, предельно ясно объясняет чувства ребенка. В ходе этой стадии, с течением нескольких занятий, у ребенка может появиться положительный герой, который спасает сложную ситуацию. И в мире ребенка на песке все становятся счастливы и любимы.
На третьем этапе, который называется разрешением конфликта, ребенок уже прожил негативные эмоции, разобрался с ними, выплеснул всё. Сейчас у него в голове появляется сюжет, герои, с которыми ребенок играет. Игра проходит в спокойствии и удовольствии.
Занятия с песком будут полезны и интересны практически каждому ребенку, однако с показаниями описанными ниже точно стоит обратиться за помощью к песочной терапии:
Специалисты выделяют только три основных противопоказания: если у вашего ребенка поставлен диагноз эпилепсия или шизофрения, то песочная терапия не для него. Также у ребенка могут быть порезы на руках или кожные заболевания, тогда от терапии следует воздержаться.
Существует 3 основных принципа в песочной терапии:
Песочная терапия полезна для всех детей, но советуют её прежде всего для детей с отклонениями в развитии. Для них именно занятия с песком могут принести положительный результат, который надолго закрепится. Психологи в рамках песочной терапии работают с детьми, которым поставлены диагнозы ЗПР (задержка психического развития), ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), ОНР (общее недоразвитие речи).
В занятиях с песком таким детям легче все выразить себя, коммуницировать со сверстниками и взрослыми. В рамках терапии они могут освоить азы грамоты, понятия об абстрактных объектах, рассказать о себе и о том, что их волнует.
Самым главным критерием, которому должна отвечать песочная терапия — это натуральность материалов. Деревянная коробка для песка, чистый кварцевый песок. Это не только влияет на эстетику терапии, но и на восприятие занятия.
Особое внимание следует уделить дну коробки — традиционно его делают синим, чтобы можно было либо изобразить небо, либо воду. По поводу настоящей воды тоже нельзя забывать; именно она поможет ребенку построить башню, к примеру. Некоторые психологи предпочитают брать не воду, особенно в случае с совсем маленькими подопечными, а влажный песок.
Фигурки должны быть в большом количестве и из самых разных сфер — животные, люди, фантастические существа, конструкции, здания, растения и деревья. Фигурок должно быть много, чтобы ребенок мог выбрать именно ту, которая идеально подходит для его эмоционального состояния или сюжета в голове. Не стоит забывать и про натуральность, о которой говорилось в начале — используйте в терапии камни разного размера, веточки и ракушки. Главное условие заключается в том, чтобы элементы не были слишком мелкими; иначе они потеряются в песке.
В песочной терапии выделяют 3 основных этапа занятия.
Логопеды для детей очень часто прибегают к песочной терапии на своих занятиях, но не в качестве метода психоанализа, а для развития речи у ребенка. Существует несколько чаще всего используемых методов:
Частой проблемой детей является неправильное дыхание во время речи — например, для одного предложения им не хватает воздуха. Для развития и коррекции дыхания во время речи, логопеды проводят следующие упражнения:
Мы уже писали о том, что песочная терапия отлично развивает мелкую моторику рук. А она в свою очередь тесно связана с развитием речи и мышления. Поэтому логопеды проводят ряд упражнений на развитие мелкой моторики с песком:
Игры с песком отлично борются с проявлением агрессии у детей, излишней эмоциональности, апатии или злости. Поэтому существует ряд упражнений, которые помогут ребенку снять эмоциональное напряжение, расслабиться и успокоиться:
Песочная терапия в домашних условиях — это не метод психоанализа (разве что родитель имеет профильное образование). Родители используют терапию как игровую форму обучения, в которой ребенок развивает мелкую моторику рук, учится рассказывать истории, понимать абстрактные образы.
Организация занятий дома вполне доступна каждому. Нужен лишь контейнер, небольшие фигурки и стакан с водой. Есть очень навороченный вариант специально стола для песочной терапии, который можно приобрести для занятий дома, но даже этот стол можно сделать самостоятельно.
Выше мы описывали принципы и этапы терапии, однако ими можно пренебречь в домашних условиях. главной задачей этих занятий должно являться творчество, игра и обучение, а не психоанализ и проработка травм.
Ребенок может попросить вас, родителей, изобразить свой мир или показать свою историю. Не отказывайтесь; во-первых, эта активность сближает, во-вторых, ребенку интересны вы и ваше видение мира, в-третьих, песочная терапия создана не только для детей, но и для взрослых.
Если у вас остались вопросы по поводу песочной терапии для вашего ребенка, оставьте свой телефон и наш консультант свяжется с вами и подробно расскажет о занятиях. Ждём вас и вашего ребенка на приятной и действенной терапии!