Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
Санкт-Петербург, Шуваловский пр. 37, к. 1
8 (800) 550-67-79
Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки, 3/1
+7 (960) 257-90-37
С помощью речи люди общаются друг с другом — делятся мыслями, говорят о комфорте, своем мнении, планах на день и многое-многое другое. Речь очень важна для коммуникации, также она тесно связана с памятью, мелкой моторикой, мышлением в коре головного мозга. Развивая одно, вы параллельно прокачиваете навыки в другой области.
Чем быстрее и лучше ребенок научится говорить, тем легче ему будет находиться в социальной среде: общаться с родителями, сверстниками, взрослыми, воспитателями и учителями. Также результатом процесса развития речи будет сокращение истерик, криков и капризов ребенка — по своей природе они являются для окружающих сигналом, что у ребенка идет что-то не так. Если у ребенка есть возможность не истерить, а внятно рассказать, что его тревожит, то и ему, и родителю будет легче решить проблему.
Уделяя большое количество времени развитию устной речи ребенка, вы можете, во-первых, улучшить и ускорить его коммуникацию с окружающим миром, а во-вторых, быстрее заметить какие-либо отклонения от нормы и обратиться за помощью к специалистам.
Существует несколько основных факторов, которые влияют на развитие речи ребенка:
Существуют нормы речевого развития для детей, чтобы родители примерно понимали, когда их ребенок показывает негативную тенденцию в развитии, а врачи на основе этих норм могли прийти к заключению или диагнозу. Согласно нормам, к году жизни развитый ребенок должен сказать свое первое слово, а в 4 года он должен активно использовать 1000 слов, рассказывать истории, пересказывать сказки и т.д.
Однако нормы — это не все, они очень размыты и служат лишь приблизительным ориентиром. Каждый ребенок индивидуален, но об этом мы поговорим немного позже; сейчас нужно определить какие условия у ребенка должны быть для своевременного речевого развития:
Это идеальные условия, которые на практике очень маловероятны. У многих детей есть особенности психического развития, родовые травмы, наследственность, неврологические патологии, неблагоприятная обстановка в семье. Все это влияет на развитие речи, конечно, негативно, но это не приговор. Совместными усилиями родителей, врачей и педагогов ребенок спокойно развивается и корректирует свои дефекты речи.
Если ребенок апатично относится к коммуникации с родителями, ему неинтересно повторять слова; даже если он умеет разговаривать, ему делать этого не хочется. Ребенок с таким диагнозом очень замкнут и самостоятелен, его речь хуже речи всех сверстников. Если вы заметили такие проявления, то стоит немедля обратиться за консультацией к логопеду-дефектологу.
Развитие речи у ребенка начинается с самого первого дня жизни. Он развивается одновременно и физически, и умственно, и психоэмоционально. С возрастом он начинает копировать речь родителей, попытаться с ними коммуницировать. На практике он закрепляет услышанное и выученное, а далее воспитатели, учителя берутся за работу. Они вместе с родителями продолжают речевое развитие детей, корректируют их и направляют.
Специалисты делят речевое развитие на несколько этапов, которые созданы на основе возраста. Мы разберем первые из них.
Это самый важный и основной этап в развитии речи человека, хотя многие родители сильно недооценивают этот период. Ребенок слишком маленький, он буквально младенец, о каком основании языка может идти речь?
Ребенок начинает кричать, реагировать на голос родителей, смеяться, плакать, знакомиться с окружающим миром ко всему прикасаясь и пробуя это “на зуб”. Именно в этом возрасте он начинает произносить первые звуки и слоги.
В этом возрасте появляются первые слова, ребенок активно впитывает речь взрослых, старается ей подражать. Он следит за реакцией окружающих на свои действия, за реакцией родителей на попытки что-то сказать. Ребенок уже понимает смысл сказанного и интонации, с которыми были произнесены слова. От года до трёх лет ребёнок ещё не понимает многозначности слов, их переносного значения, спряжения глаголов, согласование слов в предложениях, падежей и т.д.
Длится с 3 до 7 лет. В это время наблюдается очень резкий скачок развития речи ребенка. С неразборчивых слов и несвязных предложений его речь превращается во внятную, рассудительную, согласованную. Результат поражает: он говорит практически как взрослый с некоторыми допущениями. Его речь понятна и сверстникам, и посторонним взрослым; ребенок в этом возрасте усиленно изучает опытным путем грамматические правила, произношение и т.д.
От 0 до 3 лет ребенок растет не по дням, а по часам. Он очень быстро с новорожденного превращается в очень любопытного человека, который ходит, учится говорить, обладает некоторой степенью самостоятельности. Специалисты утверждают, что именно этот возраст — самый важный для ребенка в плане развития речи и изучения родного языка. Ошибки родителей, допущенные на этом раннем этапе, могут стоить очень дорого в будущем.
Поговорим о нормах речевого развития детей с 0 до 3 лет:
Важно! Родители не являются неврологами и логопедами и точных норм для каждого месяца и года жизни знать не могут. То, что вызовет у вас тревогу, на самом деле является возрастной особенностью, а то, на что вы махнули рукой, может оказаться серьезной проблемой. Поэтому мы советуем проходить консультацию у врача-невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.
Каждый ребенок индивидуален в своём развитии: кто-то начинает говорить позже “нормы”, кто-то раньше остальных учится ходить. Эти различия очень важно учитывать при развитии речи ребенка, да и в принципе в его взрослении: норма не статична, нет четкого списка слов, которые должен знать ребенок к 3 годам или определенного дня, когда он должен сказать первое слово. Норма в речевом развитии — это спектр, у кого-то первые слова появятся чуть раньше, у кого-то на два месяца позже. И это нормально.
Забегая наперед, стоит сказать, что родителям крайне не рекомендуется сравнивать своего ребенка с другими детьми. Факторов в развитии великое множество, и вы никогда не узнаете в какой среде растет другой малыш, как долго и сильно его заставляли родители выучить сложный стих и т.д. Специалисты советуют не сравнивать детей между собой, а определить какой у вас ребенок: говорун или молчун?
Говоруны очень активны в своей речи с самого рождения. Они очень любопытны, быстро осваиваются в незнакомом месте, легко идут на контакт. С развитием речи они начинают очень активно говорить, спрашивать и интересоваться — раньше таких детей называли “почемучками”.
Молчуны же наоборот, являются личностями созерцательными и спокойными. Им нужно время для адаптации, для знакомства и формирования доверия к незнакомому человека. Таким детям важна коммуникация, эмоции родителей, чтобы взрослые ребенка слышали и прислушивались. Разговаривают они меньше говорунов, и активничают тоже меньше.
Это деление наблюдается не только в речи, но и в принципе в характере ребенка — и это не то, что можно изменить, скорректировать или исправить. Специалисты говорят, что развитие речи мальчиков происходит позже, чем у девочек. Это чисто статистические данные и наблюдения врачей, которые не означают, что, если у вас мальчик, можно совершенно не волноваться при отсутствии речи в 3 года.
Речь человека, и ребенка, в частности, бывает активной и пассивной, как и словарный запас. Активная речь — это те слова, которые ребенок постоянно использует в ежедневном общении. Он использует их в предложениях, рассказах. Пассивная речь — это те слова, значение которых ребенку известно, но на ежедневной основе он их не произносит. Потому что это сложновыговариваемые слова, и с этими названиями он реже всего сталкивается в обычной жизни. Важно уделять развитию и активного, и пассивного словарного запаса на протяжении всей жизни. Речь ребенка же зависит в большей степени от вклада родителей.
Задачей родителей является внимательное наблюдение за речевым развитием ребенка — что он делает, чего не делает, что присутствует в норме и переходит ли ребенок эту норму. В случае каких-либо сомнений и волнений лучше всего обратиться к врачу-педиатру или неврологу, который либо опровергнет страхи, либо назначит терапию.
В речи ребенка есть несколько этапов, которые родители должны знать и контролировать.
Ребенок с самого первого дня слышит речь, обращенную к нему. Он реагирует на неё смехом, криком или плачем. Постепенно он начинает считывать интонации в голове и реагировать на них. Например, в первые два месяца жизни ребенок улыбается во время разговора родителей, произносит несвязные спонтанные звуки, кричит, если ему что-то нужно.
В три месяца ребенок начинает растягивать, пропевать гласные — это называется гулением. Таким образом он формирует речевое дыхание, старается приноровиться к своему голосу и тому, что могут делать его связки. Зачастую в этот период дети начинают впервые смеяться. Стадия гуления может сохраняться до полугода жизни.
В полугодовалом возрасте согласные и гласные звуки у ребенка становятся все четче и менее спонтанны. Ребенок реагирует на свое имя, на обращение к нему и на некоторые слова, которые он чаще всего слышит.
Приблизительно с 7 до 10 месяца жизни дети начинают активно произносить слова с повторяющимися звуками “баба”, “мама” и т.д. Слова часто не имеют какого-либо смысла, ребенку просто нравиться комбинировать звуки.
К году жизни ребенок уже отлично разбирается в интонациях в голосе родителей и может сам произносить слова с разной интонацией. Появляются первые осмысленные слова, через которые ребенок взаимодействует с родителями. Словарный запас может насчитывать до 20 слов.
В этом возрасте для ребенка очень важен зрительный контакт со взрослым — когда вы разговариваете с ребенком, смотрите ему в глаза. Говорить с младенцем нужно постоянно, проговаривая, что вы делаете, что собираетесь сделать, как чувствует себя ребенок. Улыбайтесь ребенку, когда он улыбается вам, акцентируйте почаще на нём внимание.
В эти полгода многим родителям может показаться, что развитие речи в раннем детском возрасте не происходит так активно как раньше. Будто бы ребенок замедлился в речевом развитии; однако для этого возраста это норма. Ребенок использует совсем небольшое количество слов, но в его пассивном словарном запасе уже может находиться до 200 слов.
В это время ребенок больше впитывает и созерцает; усваивает, что такое “кушать”, “спать”, “гулять”, “кошка”, “окно”.
Ребенку с года до полутора лет всё так же важно общение с родителями: взрослые должны говорить внятно, четко, не использовать заумные выражения. Не забывайте постоянно учить новые слова, действия и предметы — проговаривайте все, что делаете, чем и зачем вы это делаете.
Также очень важно следить, понимает ли вас ребенок. Если нет, то упрощайте речь, объясняйте наглядно и несколько раз.
Если до этого малыш в большей степени слушал, созерцал и нарабатывал пассивный словарный запас, то теперь пришло время весь его применить. Именно эта резкая разговорчивость и любопытство ребенка к речи называется лексическим взрывом.
Также с 1,5 до 2,5 лет ребенок начинает говорить фразами, составлять простые предложения и вопросы. К концу этой стадии он накопит в активном словарном запасе до 300 слов. В этом списке слов считаются и упрощенные детские слова по типу “бибика” (машина). Отклонением от нормы является факт, если ребенок в 2,5 года всё еще не говорит предложениями.
Говорите с ребенком так, чтобы он вас понимал. В это возрасте малыш говорит коротко и четко, а значит основные просьбы к ребенку должны формулироваться также. Говорите внятно и четко, так чтобы ребенок мог слышать все звуки в вашей речи и их повторить. Конечно, не забывайте обогащать свою речь новыми словами, более сложными предложениями, чтобы ребенок слушал вас и пытался повторить за вами.
Речь ребенка становится всё вдумчивей и понятнее; он уверенно произносит большинство звуков и разговаривает с другими взрослыми и детьми — его речь им понятна.
На этой стадии ребенок в 4 года знает до 1500 слов, некоторые правила грамматики, которые старается применить в разговоре. Он может составить короткий рассказ, соединить предложения по смыслу в небольшой монолог, употреблять местоимения, изменять слова по числам и родам. Речь ребенка становится всё более связной.
В этом возрасте большинство детей идут в садик, а значит, как думают родители, можно успокоиться с развитием речи в жизни ребенка. Всё и так сделают в детском саду. Однако это неверная стратегия. Именно дома, с родителями, ребенок закрепляет полученные знания и навыки общения. Общение с родителями для ребенка не стало менее важным. Продолжайте постоянно общаться с ребенком, стимулировать его к ответам и рассказам, говорите внятно и четко.
Существует несколько правил, которые очень важно соблюдать родителям в общении с ребенком. Конечно, вы можете допускать упущения, не нужно безостановочно говорить 24 часа или ни в коем случае не лепетать вместе с малышом. Но это должны быть исключения, а вот правила:
Мы уже писали о том, что процесс развития речи у детей — дело индивидуальное. Однако специалисты советуют внимательно следить за ребенком и знать граничные значения нормы и отклонения от нее. Так вы сможете быстро среагировать на проблему и решить её как можно скорее.
Если ваш ребенок:
Если вы заметили что-то из списка по возрасту подходящее к вашему ребенку, то советуем обратиться к неврологу, педиатру, логопеду, отоларингологу, стоматологу и психологу.
Задачей родителей является создание правильной среды для того, чтобы ребенок развивал свою речь. Мы выделили несколько советов для родителей, что делать и как себя вести.
Родителям очень важно постоянно говорить с ребенком и проговаривать всё, что делаете вы и ребенок. Мы уже об этом писали, теперь предлагаем смоделировать такие ситуации:
Основная часть дошкольников развивает свою речь в образовательных учреждениях, например в детских садах. В них ребенок учится выражать свои мысли, рассказывать истории, общаться со сверстниками, согласовывать слова в предложениях. Конечно, родители в этом случае не должны пустить речевое развитие ребенка на самотек; их задача теперь закреплять полученные в садике знания дома.
Какие задачи стоят для детских садов в части речевого развития детей:
Некоторые дефекты речи могут быть напрямую созданы родителями или поддерживаться ими. Очень легко натворить бед, желая ребенку самого лучшего, однако мы рекомендуем задуматься над списком ниже и исключить эти действия из повседневного взаимодействия с ребенком.
Отклонения от нормы может диагностировать и определить только врач логопед-дефектолог. Родители же могут заметить тревожные звоночки и отправиться на консультацию к специалисту, но никак не самостоятельно определить диагноз.
Существуют разные дефекты: устной и письменной речи, нарушение средств общения и их применения, особенности строения речевого аппарата, влияние на речь диагнозов, расстройств, длительного лечения, сложных родов, родовых травм или наследственности. Всё это диагностирует логопед, невролог, стоматолог, отоларинголог, психолог, дефектолог, окулист, челюстно-лицевой хирург. Чем легче дефект, тем меньше список врачей, конечно же. Советуем обратиться сразу к нескольким специалистам одного направления, чтобы получить независимые мнения и более широкий взгляд на проблему.
Во-первых, проблемы чаще всего заметны самим родителям, а их догадки подтверждаются другими детьми. Например, если в садике только ваш ребенок не говорит, то это будет 100% заметно. Также на проблему обратят внимание воспитатели и посетуют вам консультацию логопеда или помощь штатного специалиста.
Что может вас насторожить как родителя:
Если вы заметили развитие каких-либо дефектов речи или необычное поведение ребенка (нежелание говорить, первые звоночки заикания, например), то обратитесь к своему педиатру. Он может дать первоначальную оценку ситуации и направить вас на консультацию к другим врачам. Или же наоборот, окажется, что тревога ложная, волноваться не о чем.
Скорее всего ребенка направят к логопеду — это очень важный врач для ребенка и при возникновении проблем с речевым развитием родители должны очень тесно сотрудничать с ним. Логопед выявит проблему и начнёт с ней работать с помощью артикуляционной гимнастики, пальчикового массажа, постановки звуков и т.д.
Очень важно не оставить всю работу логопеду, но и следовать его рекомендациям, выполнять домашнее задание и ежедневно проводить короткое занятие в игровой форме. Ребенку у врача должно быть интересно и познавательно, и прогресс должен появиться примерно спустя месяц постоянных занятий.